Главный летний напиток россиян: как производят бутилированную воду и почему она так дорого стоит
РАНО ПИТЬ ИЗ КРАНА
О том, что питьевую воду можно продавать, кировчанин Василий Зонов узнал в 1999 году в Чехии, где пытался прижиться. Чужбина, однако, так и осталась чужбиной, и Зонов с семьей вернулся на родную Вятку.
– Мне было удивительно, что чехи в супермаркетах половину своей тележки заполняли пятилитровыми бутылями с водой, – вспоминает Василий Васильевич. – Использовали ее, в основном, для питья и готовки. В России такого не было.
Действительно, еще четверть века назад сложно было представить, что мы будем покупать воду, которой полно, как воздуха. А ныне, как подсчитали аналитики «Контур.Маркета», вода – самый популярный из напитков, которые покупают россияне этим летом. На нее приходится 55%. Квас, лимонад и прочие конкуренты отстали безнадежно.
– Одна из основных причин – желание пить качественную воду, – говорит сопредседатель Российской экологической партии «Зеленые» Александра Кудзагова. – Далеко не все доверяют воде из-под крана.
Доверие это терялось постепенно. Кировчане, например, перестали пить из-под крана в начале 2000-х из-за соседнего химкомбината, в старые времена сливавшего отходы прямо на землю. Во время половодья вся эта гадость попадала в Вятку, а оттуда в водозабор. По местному телевидению весной объявляли – «постарайтесь не потреблять в сейчас в пищу воду из-под крана из-за высокого содержания вредных веществ». Приходилось людям ездить на родники за город.
– Загружали машины разными емкостями и за город, – вспоминает Василий Зонов. – Я, например, ездил за водой раз в неделю. Сами обстоятельства подтолкнули меня к мысли, что питьевую воду в Кирове можно и нужно продавать. Вопрос был в цене. Денег у народа было не много. Вот тогда и пришла идея продавать на разлив в тару покупателя. С упаковкой вышло бы намного дороже.
ЖАЖДА НАРОДНАЯ
В 2002 году в будущую компанию «Ключ здоровья» генеральный директор Зонов вложил $200 тысяч (около 6 млн рублей). Схема была несложной. Найти с помощью гидрогеологов скважину с хорошей сбалансированной по микроэлементам артезианской водой, организовать базу, купить водовозы и поставить по городу сеть киосков (изначально их было 25) с емкостями. К слову, свои киоски инженер-конструктор Василий Зонов разработал и собрал сам, оформив патент.
– Мы поставили цену 1 рубль за литр, – рассказывает генеральный директор компании «Ключ здоровья» Василий Зонов. – Спрос превзошел все ожидания. Народ в первый же день выстроился в очередь. Человек по 50 у каждого киоска. С бутылями, ведрами, бидонами. На улице противный пронизывающий ноябрьский ветер, снег, а народ не расходится. Вот тогда я и понял, сколь велика жажда у кировчан.
В этом году «Ключ здоровья» отмечает 24 года, сеть выросла до 220 полностью автоматизированных киосков, а цена – до 5 рублей за литр. По данным последнего соцопроса, эту воду покупают 60% горожан.
– Сейчас мы активно продаем оборудование всем желающим организовать подобную сеть в своем городе, – говорит Зонов. – Наши киоски, а их многие тысячи, есть в большинстве регионов России, включая новые. Покупателям мы не только объясняем основы бизнеса, но и пока бесплатно отдаем бренд и концепцию рекламной кампании.
РЫНОК РАСТЕТ
Однако розлив в тару покупателя — это одна история, а продажа бутилированной воды — иная. И сегодня объем рынка бутилированной воды растет. По данным государственной системы маркировки товаров «Честный знак», за первое полугодие в России купили 6 млрд 812 млн литров питьевой воды. По 47 литров на человека! Это на 21% больше, чем в этот же период 2023 года. Из них импорт – 113 млн литров, или 1,6% от общего объема.
А потратили мы на бутилированную воду 115 млрд рублей за шесть месяцев. Примерно столько же россияне потратили, например, на автомобили Lada Granta. Это самая продаваемая в России модель – за первое полугодие в стране было куплено 96 тысяч «Грант», а стоит такая машина около миллиона рублей.
Статья целиком на сайте «Комсомольской правды»: https://www.kp.ru/daily/27615/4965736/.